lapatigra (lapatigra) wrote in izdato,
lapatigra
lapatigra
izdato

Проблемы научной книги

Эту статью опубликовали с полгода назад. Теперь вот вытащил из архива. Может кому будет интересно. Таблицы, правда, посыпались. Сорри.

Издательский аспект

1. Общие тенденции книжного рынка
Современный книжный рынок России работает на массового читателя. Это подтверждает пятерка крупнейших издательств по результатам 2002 года, в которую входят либо универсальные издательства, либо образовательные (учебные):
1) Эксмо-Пресс (универсальное)
2) Дрофа (образовательное)
3) АСТ (универсальное)
4) Просвещение (образовательное)
5) Олма-Пресс (универсальное)
Эта пятерка уже которой год занимает лидирующие места, сохраняя даже распределение мест. Вероятно, данные по 2003 году будут те же.
Специализация ста крупных издательств так же подтверждает ориентированность в основном на массового читателя:
1) Общественно-политические издательства – 28
2) Образовательные – 26
3) Художественные – 20
4) Детские – 15
5) Универсальные – 13
6) Технические – 7
7) Медицинские – 4
8) Религиозные – 3
9) Словарные – 1
10) Энциклопедические – 1

При более подробном анализе видно, что общественно-политические издательства хотя и возглавляют список, но только из-за широкой формулировки их специализации. При дальнейшем их разделении по наукам становится ясно, что количество в каждом секторе не велико. Таким образом, можно говорить, что среди самых популярных специализаций: образовательная, художественная и детская. Впрочем, детская литература во многом сейчас художественная.
Поэтому, если откинуть учащихся (образовательную специализацию), кои будут всегда в большом количестве, то становится видно, что ориентация книжного рынка идет на читателя не привыкшего к чтению книг, требующих специальной подготовки (художественная и детская литература не требуют дополнительных знаний). А таких читателей сегодня большинство. Есть и другая причина популярности художественной и детской литературы у издателей. На эти виды литературы издательские расходы часто бывают ниже, чем на другие издания: авторский гонорар не всегда нужно выплачивать , нет проблем с подбором персонала (соответственно, и зарплата у них будет ниже, чем у редкого специалиста) , существует устойчивый стабильный спрос (наследие привитой в СССР привычки к чтению). Единственное, чем могут рисковать издатели подобной литературы – расходами на тираж (если читательская аудитория научной книги изначально известна, то для художественной литературы это проблема). Вопрос: «Будет ли интересно издание?» в художественной литературе всегда остается открытым. Именно с тиража издатели понесут колоссальные убытки, если издание провалится. При большой доходности этой литературы в целом, существует финансовый риск каждого отдельного проекта. Впрочем, сегодняшняя схема работы исключает большие потери на тираже художественной и детской литературы: количество новых имен сокращается (ставка делается на раскрученные имена), а тираж усредняется (если издание популярно, то его допечатывают усредненными показателями. Если издание все равно популярно, то его снова допечатывают). Конечно, издатели теряют потенциальную прибыль (допечатанные издания по типографским расходам дороже, чем печать сразу в один тираж; упущенные новые имена или серии), но их желание свести издательский риск к минимуму понятно. Издатели художественной и детской литературы сейчас делают ставку на увеличение тиражей раскрученных авторов, удерживая, таким образом, свою прибыль. Этот клубок причин гарантирует сегодня издателям художественной и детской литературы стабильность, высокие прибыли и возможность дальнейшего развития. Именно поэтому в таком большом количестве издательства выпускающие художественную и детскую литературу (из трех упомянутых крупнейших универсальных издательств России все три выпускают в том числе художественную и детскую литературу).
О ориентации книжного рынка на литературу не требующей специальной подготовки говорит и таблица 1.

Таблица 1. Выпуск книг и брошюр по укрупненным рубрикам целевого назначения в первом полугодии 2003 года
Всего изданий 36 484
Научные 8029
Научно-популярные 523
Нормативно-производственные 788
Официальные 540
Учебные и методические 11897
Литературно-художественные 5303
Справочные 1897
Религиозные 1000
Для широкого круга читателей 2657
Информационно-рекламные 180
Производственно-практические 1696
По материалам Российской книжной палаты

Если выбросить из таблицы нормативно-производственные, официальные, учебные и методические, информационно-рекламные и практически-производственные издания (все они обычному взрослому покупателю ни к чему), то остается 21 383 издания. И четверть из них занимают литературно-художественные издания. А сумма показателей литературно-художественных изданий и для широко круга читателей дает цифру примерно равную у научной литературы (7960 против 8029).
Казалось бы, при таком соотношении беспокоиться за научную книгу не приходится, если бы некоторые нюансы. Рассмотрим их ниже.

2. Состояние рынка научной литературы
Во-первых, несмотря на то, что научных изданий в первом полугодии 2003 года вышло больше, круг их возможностей намного уже, чем у литературно-художественных изданий и изданий для широкого круга читателей. Для этого сравним показатели таблиц 2 и 3.

Таблица 2. Десятка крупнейших издательств научной литературы по итогам первой половины 2003 года
Издательство Число книг и брошюр, Общий тираж, Средний тираж,
печатных единиц тыс. экз. экз.
1.Едиториал УРСС 117 88.08 753
2.Казанский
государственный университет 67 30.02 448
3.Компания «Спутник+» 71 8.85 125
4.МАКС Пресс 60 11.51 192
5.Московский
государственный университет 66 36.53 554
6.Наука 129 74.45 577
7.Объединенный институт
ядерных исследований 76 22.87 301
8.Российский университет
дружбы народов 70 22.13 316
9.Санкт-Петербургский
государственный технический
университет 83 24.05 290
10.Санкт-Петербургский
государственный университет
экономики и финансов 116 15.46 133
По материалам Российской книжной палаты

Таблица 3. Десятка крупнейших издательств художественной литературы по итогам первой половины 2003 года
Издательство Число книг и брошюр, Общий тираж, Средний тираж,
печатных единиц тыс. экз. экз.
1. Азбука-классика 164 1546.02 9427
2. Амфора 74 345.50 4669
3. АСТ 976 8879.30 9098
4. ВАГРИУС 55 590.00 10 727
5. Олма-Пресс 134 1821.00 13 589
6. Панорама 74 3996.00 54 000
7. Радуга 83 3939.40 47 463
8. Терра-Книжный клуб 50 - -
9. Центрполиграф 182 1823.00 10 016
10. ЭКСМО 936 14804.87 15 817
По материалам Российской книжной палаты

А. Роль издательств на книжном рынке
Роль издательств на книжном рынке говорит не только о размерах, возможностях издательства, но и о прибыли, которая позволяет развиваться. Чем меньше роль, тем ниже прибыль, тем меньше возможностей для развития.
По этому критерию издательства научной литературы несомненно проигрывают. Из десяти издательств научной литературы (см. таблицу 2) среди 100 крупнейших издательств России 2002 года были: «Наука» (59-е место) и Казанского государственного университета (79-е место), в то время как из десяти издательств художественной литературы (см. таблицу 3) были почти все : «Азбука» (26- место), «Амфора» (82-е место), «АСТ» (3-е место), «ВАГРИУС» (42-е место), «Олма-Пресс» (5-е место), «Панорама» (17-е место), «Радуга» (15-е место), «Центрполиграф» (12-е место), «ЭКСМО» (1-е место). Итак, 2 против 9.
Собственно, и суммарная доля на рынке первой десятки научных издательств в первом полугодии 2003 года ниже, чем у первой десятки художественной литературы за тот же период – 10,6% против 52%
Таким образом, если рынок художественной литературы делают крупнейшие издательства России, выпуская большинство наименований (52%), то рынок научной литературы складывается на основе средних и малых издательств, доля которых – 97,5% (крупнейшие издательства – «Наука» и Казанского государственного университета дают только 2,5%).
Исходя уже из этих данных можно смело сделать вывод о малых возможностях в развитии среди научных издательств (и это при том, что научная книга требует высококвалифицированных специалистов).

Б. Тиражи
Именно тиражи сегодняшний бич научной книги. Достаточно сравнить данные таблиц 2 и 3 по четвертой графе. Тиражи научной книги сегодня не просто малы, они очень малы – даже в первой десятке издательств средние тиражи ниже тысячи! Что же говорить об остальных издательствах. Сегодняшний средний тираж научной книги можно даже сравнивать не с СССР (в котором тиражи были в сотни раз выше по всем специализациям), а с книгопечатаньем XVII-XVIII веков. И это не смотря на то, что многие специалисты испытывают острый дефицит научных книг.
Сегодня научные издательства делают ставку на количество новых наименований за год, а не на тиражи. Хотя именно малые тиражи не дают нормально развиваться научным издательствам и непосредственно сказываются на роли издательств на книжном рынке, – издательства не попадают в сотню крупнейших. Насколько тиражи «сбивают» возможности издательств, видно по их местам в рейтинге сотни. Например, издательство «Наука» занимает в рейтинге 100 крупнейших издательств России за 2002 год по сумме всех мест – 59-е место, в том время как по количеству наименований за год (564) – 8-е (!) место, но зато по тиражу (общий тираж 604,9 тыс. экз.) – 95-е (!) место; издательство Казанского государственного университета занимает по сумме 79-е место, по наименованиям (60) – 70-е место, а по тиражу (489,6 тыс. экз.) – 102-е место.
Рассмотрим причины таких низких тиражей. И здесь непосредственное значение имеют покупатели научной книги.
Потенциальное число покупателей научной литературы можно разделить на две категории: специалистов и неспециалистов. И если для первых образование служит базисом для чтения научных книг, то у неспециалистов такого базиса нет. К научной книге неспециалисты могут прийти другим путем – через научно-популярное издание, которое и закладывает необходимый базис знаний. Соответственно, производство и потребление научно-популярных изданий непосредственно влияет на спрос научной литературы. Естественно, что для стимулирования спроса на научные издания у неспециалистов, должно выходить больше научно-популярных книг, чем научных (не каждый прочитавший научно-популярную книгу захочет взять в руки научный труд).
Ситуация с научно-популярными и научными изданиями прекрасно видна из таблицы 1. Если в первом полугодии 2003 года вышло 8029 научных изданий, то научно-популярных – 523, т.е. почти в 16 раз меньше. При таких показателях научно-популярных изданий (меньше вышло только рекламных – 180, когда даже официальных – 540) можно смело констатировать не только предсмертные судороги этого сектора книжного рынка, но и отсутствие новых читателей научной литературы среди неспециалистов. Тем не менее на книжном рынке появляются научные издания «для широкого круга читателей» или «интересующихся данным направлением» - 32%, но здесь все же можно рассчитывать только на некоторую прослойку людей с высшим образованием в мегаполисах, чем на массы.
Итак, сегодня покупателями научной книги являются специалисты. Удовлетворенность специалистами научной литературой зависит от двух факторов: место их проживания и их специальности. Чем дальше живет от книжных центров (Москва и Санкт-Петербург) или чем реже его специальность, тем ниже шанс, что специалист найдет нужное издание. При совпадении двух факторов (удаленности от книжного центра и редкой специальности), снижение шанса покупки нужного научного издания происходит в геометрической прогрессии. Рассмотрим оба фактора подробней.
1. Место проживания. Место проживания – главный фактор в удовлетворенностью научной литературой. Например, специалисты двух столиц меньше всех испытывают нехватку научных знаний. Во-первых, они живут в двух крупнейших издательских центрах (это прекрасно видно из таблицы 2) и если что-то не могут найти на прилавках, то могут обратиться напрямую за покупкой к издателю. Во-вторых, они живут в крупнейших книготорговых центрах (5 из 10 крупнейших книготорговых организаций России за 2003 год находится именно в столицах), где выбор изданий на порядок выше других городов России. В-третьих, Москва и Санкт-Петербург – крупнейшие библиотечные центры России, что не маловажно при дефиците научных книг. Можно даже сказать, что именно библиотеки этих городов преимущественно обеспечивают специалистов научной информацией, а уже в меньшей степени издатели и книготорговцы. В-четвертых, две столицы – крупнейшие архивные центры, на работе с документами которых строится немало научной литературы гуманитарного направления. В общем, специалистам столиц живется вольготнее, чем остальных собратьям. Специалистам остальной части России приходится довольствоваться не в пример меньшим количеством научной литературы на рынке. И поскольку большая часть научной литературы оседает в Москве и Санкт-Петербурге (в основном столичные издатели научной литературы работают только на себя, т.к. неумение книготорговых организаций работать с научной книгой не позволяет им выйти на соседние регионы), то нестоличной части России приходится довольствоваться научной литературой, выпущенной у себя. Роль издателей научной литературы сегодня берут на себя издательства государственных университетов. Поэтому не случайно в таблице 2 из десятки крупнейших издательств научной литературы – шесть университетских.
Соответственно, сегодняшняя схема издания научной литературы выглядит следующим образом. Издательства двух столиц выпускают в основном крупные монографии о проблеме или предмете в целом, т.к. для такой работы у них есть соответствующие высококвалифицированные авторы, специалисты, крупнейшие библиотеки и архивы страны). Тиражи таких изданий колеблются от нескольких сотен до нескольких тысяч (чаще всего до 3000 экземпляров). В то же время университеты живут на самообеспечении литературой по отдельным специальностям, но не могут (за исключением столичных вузов) создавать научные издания о проблеме в целом. В принципе, такая бы схема устраивала специалистов, т.к. они бы не испытывали дефицита литературы по отдельным вопросам засчет собственного вуза, а недостающую научную литературу по крупным, общим исследованиям получали бы из вне (от тех же столичных издателей). Но, к сожалению, такая схема сегодня не работает, – столичные издания оседают в столицах, очень редко выходя за их пределы (только если у издательства есть филиалы или своя книготорговая сеть, как это происходит с издательством «Наука»).
Причиной работы столичных издателей исключительно на свой регион является как неумение издателей находить нужных книготорговцев, так и неумение книготорговых организаций работать с научной книгой (чаще всего из-за пассивности магазина потенциальный читатель не знает где искать научное издание и есть ли оно вообще в городе), что приводит к длительной реализации товара (от нескольких месяцев до нескольких лет). Естественно, из-за длительной реализации средние и малые книжные магазины предпочитают либо отказываться от научных изданий, чтобы не загружать склады и не забивать место в зале под долгосрочно реализуемый товар, в то время как то же место он может выложить быстрореализуемый (массовый) товар, либо будут брать по несколько экземпляров с тиража (что совсем редкость). Поэтому научные издания появляются преимущественно в крупных магазинах, которые могут себе позволить не гнаться за быстрой прибылью. Естественно, большинство крупных книготорговых магазинов находится в столицах, в то время как по России раскиданы в основном средние и малые книжные магазины (счастливое исключение составляют некоторые города-миллионщики с крупными книжными магазинами), которым нужны быстрые обороты, и которые поэтому не работают с научной литературой.
Таким образом, при спросе на научную литературу существует ее дефицит, который не приносит никому удовлетворения. Столичные издатели научной литературы не могут нормально развиваться из-за низких тиражей, т.к. не выходят на другие региональные рынки, книгопродавцы теряют потенциальную прибыль с научной литературы, а специалисты остаются без нужного издания.
2. Специализация. Удовлетворенность научной литературой встречается сегодня (по итогам первого полугодия 2003 года) больше среди специалистов гуманитарных направлений, нежели естественнонаучных – гуманитарной литературы выходит в несколько раз больше. В то время за указанный период вышло всего 8029 научных издания, естественнонаучных вышло 3098 (в эту цифру, помимо научных изданий, входят еще и учебные).
Также удовлетворенность научными изданиями зависит и от распространенности специальности, – чем менее распространена специальность, тем меньше по ней научных книг. Однако это не значит, что для узких специалистов не выходит научной литературы, – научные знания они могут черпать как из литературы, изданной вузами города, так и из периодической печати. Второе наиболее всего вероятнее. Но так как периодическая печать освещает чаще всего частные вопросы или проблемы, то неудовлетворенность чаще всего возникает опять же в отсутствии крупных исследований. И здесь виноваты не только книготорговые организации, продающие научную литературу, которые не заказывают литературу по узким специальностям, но и сами издатели, которые не могут ориентироваться на такой круг специалистов (для такой ориентации надо заниматься подпиской среди этого круга, что не только хлопотно, но возможно и не рентальбельно).

Таким образом, проблемы научной книги существуют на всех стадиях книжного дела: в книгопроизводстве (проблема маленьких тиражей), в книгораспространении (проблема долгой реализации), в книгопотреблении (покупатель готов платить, но не может найти издание). И когда книгопродавец и покупатель научной книги найдут друг друга, то возрастут тиражи, исчезнет проблема долгой реализации, и если не исчезнет, то хотя бы снизится дефицит научной литературы. Именно в книгораспространении видится решение этого клубка проблем. И здесь, по мнению автора, нужна специализированная сеть магазинов, сотрудничающая с большинством научных издательств. То, что такая сеть возможна, доказывает специализированная сеть Академии Наук «Академкнига», но она малочисленна, чтобы взять на себя такую роль. К тому же она не отвечает требованиям современности, работая по старинке (торговля через прилавок, отсутствие оформления витрин, выходной в воскресенье), а потому теряет прибыль. Поэтому остается либо реформировать и расширить сеть «Академкниги», либо создать новую. Но в любом случае такая сеть необходима для дальнейшего развития сектора рынка научной книги.
Subscribe

  • Мы ищем детских писателей!

    Мы ищем детских писателей! Если вы хотите издать свою книгу для детей, то мы будем рады помочь вам реализовать свою мечту. Над вашей книгой будет…

  • Поиск авторов. Дубль 2.

    Продублирую своё объявление. Жду конструктивных комментариев и запросов. Я ищу талантливых авторов, писателей - начинающих и уже состоявшихся. Ищу…

  • Думал опубликоваться в Литресе-Самиздате...

    Но почитал отзывы и не решился. Есть у кого-нибудь положительный опыт? Поделитесь!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments

  • Мы ищем детских писателей!

    Мы ищем детских писателей! Если вы хотите издать свою книгу для детей, то мы будем рады помочь вам реализовать свою мечту. Над вашей книгой будет…

  • Поиск авторов. Дубль 2.

    Продублирую своё объявление. Жду конструктивных комментариев и запросов. Я ищу талантливых авторов, писателей - начинающих и уже состоявшихся. Ищу…

  • Думал опубликоваться в Литресе-Самиздате...

    Но почитал отзывы и не решился. Есть у кого-нибудь положительный опыт? Поделитесь!