Товарищ У
POPOSFERA
Массовая культура, которую я знал и любил
По вопросам издания книги обращаться по адресу comrade_u@tut.by |
Если отыскать красоту в окружающей действительности является делом сложным и очень часто неблагодарным, то зрелища, в широком смысле слова, не требуют для своего восприятия никаких усилий. Миллионы людей добровольно заключили себя в каменные коробки, предпочитая слушать «звуки природы» через наушники, миллионы мужчин истекают спермой, самодостаточно мастурбируя на роскошнейших фотомоделей, милллионы дистрофиков без устали самоутверждаются, побеждая в своих квэйках все новых и новых монстров. Цивилизация ласково и настойчиво заманивает нас из мира реального в мир виртуальный, в котором мы не представляем для нее никакой опасности. Этот мир незамысловат, совсем незамысловат, сознательно незамысловат, но красочен и огромен, и с каждым поглощенным им человеком становится еще огромнее. В общем и целом он помогает нам стать глупее — и за это мы любим его… Но есть и в мире культуры, понятной массам, свои неоспоримые и несравненные шедевры. Вернадский, де Шарден и Леруа ввели и разработали некогда понятие ноосферы как «высшей стадии развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным определяющим фактором целесообразного развития». «Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история», — писал Владимир Иванович Вернадский, убежденный в грядущем торжестве человеческого разума. Сегодня мы присутствуем при явлении немногим менее грандиозном — создании из ноосферы попосферы, сферы массовой, попсовой культуры и народного образа жизни, с ней связанного, которая, перефразируя Вернадского, взятая в целом, становится мощной социальной и даже биологической силой. Силой, с которой уже нельзя не считаться. «Благодаря понятию о ноосфере я смотрю в будущее чрезвычайно оптимистично», — говаривал Вернадский в письме Флоренскому. Понятие о попосфере вряд ли способно наделить нас подобным оптимизмом. Эта книга не претендует на широкий охват и детальный анализ попосферы — врожденного оптимизма автора не хватает, чтобы вдумчиво и со смаком описывать все ее явления и законы, да и такая задача, пожалуй, не под силу уже одному-единственному человеку. Но те неповторимые и неоспоримые жемчужины, которые попадаются и в попосфере, он описывает с большим почтением и симпатией.
Книга состоит из трех частей. Первая из них, «Классика жанра», посвящена тем персонам, героям, стилям и произведениям масскульта, которые по праву и навсегда принадлежат уже сокровищнице не только культуры массовой, но и, шире, сокровищнице культуры мировой. Охват, несмотря на неизбежную неполноту и фрагментарность, сделан по возможности более широким — от Адольфа Гитлера до Луи де Фюнеса. Вторая и третья части, «Зрелища» и «Звуки» рассказывают о некоторых знаковых, с точки зрения автора, явлениях и событиях в мире кино и музыки. Следовало бы посвятить последнюю, четвертую часть, массовой литературе, но, во-первых, сил автора, привыкшего считать литературу особым и чудесным жанром, не хватает на то, чтобы погрузиться в поп-чтиво последнего времени, и, во-вторых, литература как массовое явление, к сожалению, сдает позиции столь стремительно, что, возможно, в этом нет уже особого смысла. Поэтому четвертая часть книги состоит из описаний обрывков и осколков попосферы, обрывков и осколков массовой культуры, зачастую находящихся уже как бы и за ее пределами, из приложений и заметок, которые охватывают те стороны и свойства попосферы, которые не могут быть описаны в первых трех частях. Автор здесь сознательно смешивает культуру попсовую, как бы спускаемую массам сверху, окормляющую их из экранов и динамиков, и культуру непосредственно массовую, культуру употребления веселых напитков, матерщины и махорки. Где-то на стыке этих двух культур и находится современный человек — тот, который, перефразируя Фридриха Ницше, уже не спрашивает «Что есть истина»? — но только моргает, моргает, моргает… Последняя работа последней части, «Массовая культура как информационная агрессия», в силу своих, по мнению автора, актуальности и важности, размещена в приложениях на белорусском и украинском языках. Лично Товарищ У Официальный сайт http://tov.lenin.ru/poposfera/ |