narradigma (narradigma) wrote in izdato,
narradigma
narradigma
izdato

Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира.

 (267x317, 21Kb)
Шкуратов В.А. «Искусство экономной смерти, Сотворение видеомира».
Ростов-на-Дону, изд-во «Наррадигма», 2006.
Книга о телеэкранном насилии и как оно преобразует мир в начале XXI в. Атака террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г., военные кампании США в Афганистане и Ираке, трагедии Норд-Оста и Беслана, так называемые цветные революции и некоторые другие события описаны как эфирные трансляции. Анализируя материал с позиций исторической психологии, автор приходит к довольно непривычным для социальной науки и политической аналитики выводам. Он считает, что повсеместный показ военных действий, крупных террористических актов, катастроф есть проявление новой мировой тенденции, названной в книге гипергуманизмом. Автор разделяет мнение М.Фуко о гуманизме как идеологии эффективного административно-полицейского порядка Нового времени. Поправка к идее французского мыслителя состоит в утверждении, что складывающаяся глобальная власть заинтересована не столько в мускульной силе человека и его интеллекте, сколько в суггестивной образности, быстро передаваемой масс-медиа на громадные расстоянии. Новая геополитическая технология заменяет физическое насилие эфирным, поэтому становится всё более человекосберегающей. Большая история делается большая кровью, большая постистория, если судить по её первым шагам в XXI в., - малой. В шлифовке искусства экономной смерти состязаются новые террористы и мировые державы.
Книга состоит из теоретического введения, шести глав и эпилога. Во введении даётся ряд понятий, приспособленных или специально созданных автором для анализа экстренного вещания (медиаментальность, медиасоциальность, гиперсобытие, видеодигма, визуальные инстанции медиаментальности ). В главах «9/11 как гиперсобытие» и «Америка с другого берега» террористическая атака 11сентября 2001 г. рассматривается как опыт создания глобальной аудитории для шокового воздействия на неё. Выделены американский, западноевропейский, российский варианты реагирования на чрезвычайное эфирное событие. Глава «Война в прямом эфире» анализирует тактики вещания в иракской кампании 2003г. Главы «Происшествия на земле и в небе (медиахроника одного лета)» и «Пики и тупики гиперсобытийности» построены на отечественном материале 2002- 2004 гг. с набором заглавных событий общественно-политической жизни этого периода: «футбольные беспорядки» июня 2002 г. в Москве, авиакатастрофа над Боденским озером, захваты заложников террористами на представлении мюзикла «Норд-Ост» и в школе г. Беслана, - которые являются и экстренными новостными сюжетами.
В заключительной главе «Цветные эпилоги» под схему экономичного политического насилия подводятся смены правящих режимов Сербии, Грузии, Украины, Киргизии в 2000-2005гг. Последним штрихом теоретических инноваций автора, реформирующих доктрину «власти-знания», является «висциплина» - слово, обозначающее дисциплинарные практики, осуществляемые посредством видеокодов. Понятие выведено из опыта цветных революций с их новой политической массой. «Видеонарод», экономично организуемый в пространстве съёмочной площадки, сменяет восставшие толпы классических насильственных доэфирных революций.
Книга адресована как специалистам в области масс-медиа, психологии, культурологии, политологии, истории, так и широкому читателю – всем, кто совмещает интерес к экранному зрелищу со вкусом к гуманитарному теоретизированию.
Автор – доктор философских наук, профессор Ростовского государственного университета, заведующий лабораторией исторической психологии. Работы: «Проблемы исторической психологии», изд-во РГУ, 1982 (в соавт.); «Психика. Культура. История», изд-во РГУ, 1990; «Историческая психология», издание 1-е, Ростов-на-Дону, «Город N», 1994; изд. 2-е, расширенное, Москва, «Смысл», 1997; «От Манхэттена до Норд-Оста», Самара, Изд-во СамИКП–СНЦ РАН, 2002.
http://narradigma.livejournal.com
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments