cambala (cambala) wrote in izdato,
cambala
cambala
izdato

от рецензента

Получи, фашист, гранату, или Как написать внутреннюю рецензию на детектив
1.Оцениваем объем рукописи. Достаточно, недостаточно, перебор. Если вещь в принципе достойна издания, можно там, где ты будешь писать про сюжет, наметить, какую линию можно развить и за счет чего (при недостатке объема). При избыточном объеме (что, очевидно, случается реже) подсказать, за счет чего можно сократить.
2. Коротко изложить суть сюжета.
Например:
«Первая книга молодого автора (третья книга надоевшего всем автора) посвящена истории (автор избрал сюжетом своей восемнадцатой книги историю) молодой девушки, которая, возомнив себя детективом, внедряется в бандитское гнездо. Неискушенное создание вскоре разоблачают и насилуют. Насилие неожиданно пробуждает в девушке любовь к главарю бандитов и она (решает его спасти, вписывается в шайку, сама становится главарем бандитов).
Сюжет излагается максимум на полстранички.
3. Похвалы и претензии к развитию сюжетной линии.
Нет ли «тупиковых линий», то есть автор начала рассказывать про какую-то заварушку, на время отставил да так и забыл, увлекшись чем-то другим?
Не слишком ли просто? То есть, читатель давно знает, кто убийца и ему скучно. Единственное, что развлекает, так это глупость главного детектива.
Не слишком ли запутанно? То есть, автор столько всего в книгу натолкал, что читатель давно потерял линию и забыл, в чем петрушка.
4. Оригинальность-вторичность. Тут, если поймаешь. То есть, если слизано откуда-то и повторяет известный сюжет так, что это всем видно.
5. Ответ на вопрос: какой аудитории может подойти сия штука? Т.е.: «иронический детектив», «женский детектив», «крутой боевик», «боевик с элементами порнухи». Для пьющих мужчин 50-ти лет, для интеллигентных женщин, для романтических подростков, для итальянской мафии в качестве руководства.
6. Характеристика главных персонажей.
Плавный переход от определения типа аудитории к характерам:
«Книга найдет своих читательниц среди интеллигентных женщин. Ее главная героиня — безалаберная в быту (это свойственно многим интеллигентным женщинам, они найдут в ней свое подобие и оправдание), красивая, когда вспоминает о макияже, напористая, когда пора действовать, бухгалтерша неопределенного возраста…»
Претензии: вторичность — подобный характер уже застолбила Маринина, Донцова и пр.
Или: вялость, непроявленность характерных черт. Схематичность. Нет изюминки.
Или: недостоверность. Персонаж слеплен из разных черточек, а в результате отсутствует цельность, возможность представить себе характер.
Или: трудно представить, у какой аудитории главное действующее лицо может вызывать симпатию.
7. Характеристика стиля. Наличие юмора, иронии. Не слишком ли развернутые предложения (тормозит, детектив должен лететь, как по рельсам). Не слишком ли бедно, сухо. Не слишком ли классическая речь, отсутствие современных деталей. Не слишком ли автор, наоборот, увлекается жаргоном, причем видно, что все равно им не владеет, так как набрался знаний из словаря.
8. И, наконец — интересно ли вообще читать? «Книга, несмотря на замеченные недостатки, читается с неослабевающим интересом…» «Книга, несмотря на литературную грамотность автора, уже после двадцатой страницы не удерживает читательского внимания.
9. Общая рекомендация.
Вечно ваш сугубо внутренний рецензент Писюлькин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments