advocatd (ivakin_alexey) wrote in izdato,
advocatd
ivakin_alexey
izdato

Интервью о книготорговле

Дал вятскому журналу "Время малого бизнеса" про книжные дела.
Где я, а где малый бизнес? Я ж обычный литератор. Но высказался. Думаю, поделиться мыслями с коллегами.


- Как ты относишься к тому, что твои книги оцифровывают и выкладывают в Интернет?
Мои не оцифровывают и не выкладывают. Потому как я это делаю сам. Объясню почему.  По моему мнению, сейчас сложилась достаточно уникальная ситуация, когда наличие электронной версии не тормозит продажи, а, наоборот, подстегивает их. Каким образом? Очень просто. Если зайти в любой, даже самый простой книжный, что мы увидим? Сотни, если не тысячи книг совершенно неизвестных авторов.  Причем, у всех одинаковые обложки, не менее одинаковые аннотации. Определить же качество текста навскидку достаточно сложно. Не каждая книга цепляет сразу, с первых строк. И, как в любой другой массовой индустрии, на 1 шедевр приходится 10 крепких середнячков и 100 откровенной халтуры. Связано это с тем, что издателя интересует вал, оборот. Издатель работает не над качеством, а над количеством. Современный издатель умен и яйца в одну корзину не складывает, он не будет издавать миллионным тиражом одного автора. Он лучше издаст двести авторов по пять тысяч. И вот интернет и помогает хоть как-то отсеять графоманию и халтуру.
- По каким принципам книжные магазины пополняют ассортимент, то есть берут или не берут, например, твои книги?
Зависит от магазина.  Кто-то ориентируется на рейтинги издательств, например. Хотя бывает в этих рейтингах на первых местах те книги, которые называют лежалым товаром. Надо же как-то оптовикам продавать их? Кто-то на собственные вкусы. Сталкивался с уникальной ситуацией. Спрашиваю в магазине: Ивакин есть? Отвечает девочка-продавец: нет, вчера пять книг привезли, разобрали. Я: А когда поступят? Ответ: Ой, мы больше не будем заказывать, наверное, все, кто хотел уже купили… Впрочем, вкусовщина, сиречь субъективизм, наличествует на всех уровнях. Вот пример. Отличная, с прекрасным слогом эпопея Марка Лейкина, Андрея Туробова, Василия Беляева «В Третью Стражу». Альтернативно-исторический роман о Европе тридцатых. Распылятся не буду, кто захочет сам найдет в Интернете. И попадает этот роман к издателю. Ответ: слишком эстетичен. Мало трэша, крови и расчлененки. В это же самое время штампуются книгобоевики, где герой «качает своей головой», а «разные рассказчики рассказывают разное». Это цитаты. Тоже самое и оптовиков. Вот этот мне нравится, его буду продавать, а этот не нравится – не буду. В итоге опять парадокс. Читатель требует в магазине конкретного автора. Его нет. Продавец разводит руками: у оптовиков его нет. А в оптовой фирме коробки тихо валяются где-то в углу. И девочке-менеджеру по продажам просто все равно на нее. Ладно, книга приходит-таки в магазин. И там продавцу не нравится ее цвет – все, на нижнюю полку, с глаз подальше. Вообще, на мой взгляд, книготорговле не хватает профессионалов. Вот смотрите, за качеством продуктов питания следит СЭС (или как она там называется?). Попробуй-ка ресторану нарушить правила приготовления шашлыка? Тут же накажут, вплоть до закрытия. А где контроль за качеством книжной продукции? Нету. В итоге получаем то, что девочка-продавец элементарно не ориентируется не только в авторах, но и в жанрах. На одной полке стоят некачественная псевдоистория от Резуна и серьезная научная литература того же Александра Дюкова. Это как в том же ресторане: вместе с шашлыком вам принесут подгорелую овсянку.

- Как ты считаешь, книжные магазины в ближайшее время исчезнут вовсе?
Смотря какие. Исчезают те, которые не умеют работать. И дело тут не в рекламных акциях, не во встречах с писателями, а в обычном планировании и ориентации на книжном рынке. Парадокс в том, что читатель – при всем огромном ассортименте – не может найти хорошую книгу. Сами подумайте, вот пример известного всем романа Владимира Богомолова «Момент Истины». Более 100 переизданий! Совокупный тираж – несколько миллионов. А найти его и купить сложно и сегодня. Нет, книга никуда не денется. Когда говорили о ее смерти при появлении кино. Потом телевидения, сейчас интернета. Продукт надо качественный делать. Тогда свой читатель будет обязательно. И свой покупатель. Нет, конечно, сиюминутный ширпотреб откочует в бесплатную цифру, которую за секунду качаешь и так же стираешь. Когда ни уму, ни сердцу. А вот умные, полезные и интересные вещи всегда будут пользоваться спросом именно в бумаге.
Tags: литдыбр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments