para_ptichek (para_ptichek) wrote in izdato,
para_ptichek
para_ptichek
izdato

  • Mood:

Тяжелое наследие прежнего режима


Под влиянием дискуссии с коллегами по перу на сакраментальную  тему «автор пиши о том, что знаешь!» потянуло в философию: так ли нужны достоверность. детализация и прочий реализм?


Редко в каких назиданиях маститых авторов, в пособиях и академичных учебниках, мемуарах и просто интервью писатели – от покойных классиков до еще живых знаменитостей, а тем паче редактора и литературные критики в один голос провозглашают слоган:

Автор! Пиши исключительно о том, что знаешь! Опирайся на жизненный опыт! Книга сильна реалистическими деталями и достоверными фактами!

Мол, Пушкин – лишний человек про таких же и писал, Толстой – граф, кропал про дворян- крестьян, комиссар Фурманов – про Чапаева, з/к Солженицын – про ГУЛА, даже тунеядец Бродский, и тот писал про антиобщественный образ жизни – словом, тенденция на лицо!

На зоре моей юности начинающему автору – впрочем, как и любому творческому работнику, «ставили в обязон» прежде чем писать роман, поработать где-то на производстве, а еще лучше – на колхозном селе, размещая статейки в местной
многотиражке. И в тогдашних книгах множились нудные описания заводских планерок, юные любители фантастики могли собрать реальный звездолет, руководствуясь подробнейшей технической инструкции из популярного романа, а этнографически достоверные «етить – репитить твою под корень» уснащали речи сельских тружеников.

Потом социалистический реализм почил в бозе, а литературная тенденция осталась.
Спинки массовых книжечек запестрели заманчивыми биографиями авторов с незатейливым зачином: «Новая книга Н.Н. изобилует достоверными деталями. Он – не профессиональный писатель, зато прожил яркую и многотрудную жизнь…» И далее – в зависимости от названия: «Монастырская кража» - сперва автор был следователем, а затем ушел в монастырь… «Грезы мачо» - смастерил исцелившийся наркоман, «Золотой танкер» - именитый олигарх, «Последний выбор» - депутат, «Утомленные зоной» – вор в законе и так до бесконечности. Сонм полковников ГРУ и генералов КГБ дорвавшихся до пера, вообще не оставил в литературе места для младших офицеров…

А подозрительные граждане все сверлят авторов взглядом сквозь очки и повторяют как дознаватели в скверном детективе:
- Насколько достоверны у вас детали? Вы живете в этом городе? Вы бывали в этой стране? Вы – лично вы, - участвовали в войне роз? Ваш герой сломал ногу… Вы врач-травматолог? Вы можете показать описанную звезду в атласе? В какой она галактике? Вы держали за уши этого гоблина? Откуда вы знаете, что они теплые и лохматые??

- Да нет же! Нет! Ничего этого я не знаю! Здесь нет ни слова правды! Ни единой достоверной детали! Я лгун и обманщик – я все-все-это придумал САМ! Потому что я - СВОБОДНЫЙ художник слова…

Не пора ли избавиться от «тяжкого наследия реалистического режима» и отпустить литературного кита по имени «достоверность» в открытое море?

А заняться другой, куда как более важной и значимой вещью - внутренней достоверности произведения. Достоверностью, продиктованной логикой развития сюжета или концептуальным уровнем книги. Поясню на простом и доступном примере - узкий круг ограниченных сухарей, конечно, знает, что у пистолета Глок нету предохранителя – но хуже ли от этого романы Стига Ларсона?  Майн Рид в жизни не бывал в Южной Америке и изобразил тамошнюю фауну и ландшафты, мягко говоря, далеко от фактических реалий, историки права посмеиваются в усы над  сюжетообразующим элементом «Эры милосердия» Вайнеров, но мало кому из увлеченных читателей приходит в голову выколупывать эти т.н. "плюшки" - фактологические ляпсусы - в произведениях Дюма, Майн Рида или Вайнеров. Поскольку созданная ими реальность внутренне достоверна, непротиворечива и эмоционально напряжена настолько, что любой ее элемент воспринимается как органичный и естественный. И никакое знание автором фактических реалий с этим не поможет.

 


Tags: литдыбр, литературный процесс
Subscribe

  • Мы и они

    Чтобы понять, зачем мы пишем, надо узнать, зачем они читают. Вот что говорит по этому поводу нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский:…

  • NaNoWriMo'2016

    То самое время года, когда все пишут роман... Кто-нибудь собирается участвовать? Участвовали ли раньше? Фикшн, нон-фикшн? Считаете полезным? Я…

  • (no subject)

    Как лично вы справились с железным фактом, что вы - не признанная бездарность и алкаш?

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Мы и они

    Чтобы понять, зачем мы пишем, надо узнать, зачем они читают. Вот что говорит по этому поводу нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский:…

  • NaNoWriMo'2016

    То самое время года, когда все пишут роман... Кто-нибудь собирается участвовать? Участвовали ли раньше? Фикшн, нон-фикшн? Считаете полезным? Я…

  • (no subject)

    Как лично вы справились с железным фактом, что вы - не признанная бездарность и алкаш?